БКИ «Эквифакс» и СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) проанализировали, как банковские заёмщики ведут себя после выхода на просрочку. Данные были получены на основе базы «Эквифакса» более чем из 329,2 млн кредитных историй физлиц, пополняемой всеми российскими банками, за исключением Сбербанка и банка «Русский стандарт», а также опроса около 1 млн должников, проведённого НАПКА. Согласно исследованию, хотя бы раз допускали незначительную по длительности просроченную задолженность (от 1 до 30 дней) 45% всех клиентов, взявших потребительский кредит.
При этом, около 72% должников возвращаются в график платежей. Объясняя причину внесения средств с опозданием, клиенты в 35% случаев ссылаются на забывчивость, 40% — на задержку зарплаты, 25% — на невозможность внести средства по причине отсутствия банкомата в месте нахождения, например, в отпуске или командировке.
На сроке просрочки от 30 до 59 дней доля заёмщиков, возобновляющих выплату долга, значительно сокращается и не превышает 22%. Если срок неплатежа превышает 60 дней, лишь 9% граждан возвращаются в график платежей. В качестве причины продолжительных неплатежей половина должников называют финансовые трудности, вызванные потерей работы или снижением дохода. Еще 14% признают, что не рассчитали кредитную нагрузку, каждый десятый должник планирует оспорить долг в суде, примерно по 8% граждан не согласны с суммой долга или считают, что его можно вовсе не возвращать.
Источник – Коммерсантъ